luksorskij-obeliskВ 1829 году Египет за помощь в модернизации страны дарит Франции два гигантских обелиска из Луксоркого храма. И если сейчас это кажется поразительным, то в то время в таком дипломатическом подарке не было ничего удивительного.

В начале XIX века западная Европа восхищалась огромными египетскими монументами, а после египетской кампании Наполеона Париж и Лондон страшно завидовали Риму, у которого было аж 12 обелисков.

 

Чудеса переговоров

Кстати, Мехмед Али предлагал подарить не луксорские, а александрийские обелиски, но известный французский египтолог Шампольйон «выторговал» монументы из Луксора, т.к. знал, что они намного красивее, да и сбереглись лучше. Хитрый египтолог даже советовал правителю подарить один из александрийских Лондону, который страшно завидовал подарку французам. Лестное предложение, учитывая, что обелиски Александрии почти в два раза превышали луксорские (44 метра против 23). И поэтому были абсолютно нетранспортабельные, о чем не мог не знать Шампольйон.

 

Эпопея начинается…

Через несколько месяцев французский парламент постановляет доставить один из обелисков в Париж. Для этого в Тулоне начинается постройка специального корабля. И в апреле 1831 года новенький «Луксор» отправляется в свое первое плавание. К июню он достигает Александрии, но только в августе экспедиция прибывает в Луксор (850 км от дельты Нила!).

И сразу же команда сталкивается с первыми трудностями. Во-первых, подножье обелиска занесено песком и окружено небольшой деревушкой в 30 домов. Во-вторых, огромная 8-метровая трещина тянется по обелиску и может стать причиной раскола при опускании монумента. В-третьих, регион охватывает страшная эпидемия холеры.

Но работы начинаются, собираются рабочие со всего региона, и в конце октября все готово, чтобы опустить обелиск на землю в полной сохранности, а потом протянуть его бечевником до корабля. Чудом избежав падения из-за натянутых до предела тросов обелиск, наконец, ложится на землю, но, как оказывается, в неправильном направлении! Еще месяц уходит на то, чтобы повернуть монумент и дотянуть его до корабля.

 

obelisk-ploshhad-soglasiyaТерпение – добродетель

25 декабря все готово к отплытию, но в реке нет воды! Французы вынуждены ждать половодья… которое обычно наступает в июне. Но в этом году природа решает покапризничать, и вода приходит только в конце августа 1832 года.

Наконец, через год после прибытия, команда отправляется в обратный путь. Плаванье проходит тяжело и напряженно, вскоре экипаж подхватывает дизентерию. И в Александрию «Луксор» приходит только 2 января 1833 года, где опять вынужден ждать три месяца, пока улучшится погода на море.

С таким грузом «Луксор» плохо управляем и не может пересечь Средиземное море самостоятельно, и вот ему на помощь выходит «Сфинкс» первый французский пароход, оснащенный буксиром. Последний поглощает огромное количество угля и постоянно нуждается в дозаправке, поэтому экспедиция прибывает в Тулон только 10 мая. Где задерживается на карантин и достигает атлантического побережья только в начале сентября. Там «Луксору» снова приходится ждать, на этот раз небольшого буксира, который поведет его по Сене, и который заблокирован в Руане на три месяца из-за половодья!

В конце концов, 23 сентября, через 32 месяца после начала эпопеи, обелиск прибывает в Париж. Осталось только установить его.

 

Установка обелиска

До конца лета обелиск находится в порту, пока парижане, не останавливаясь, обсуждали, где будет остановлен монумент: во дворе Лувра, возле Пантеона, на Новом мосту?

Но в отличие от горожан, у властей уже были идеи на этот счет: обелиск будет стоять на площади Согласия. Таким образом король Луи-Филипп прекращает все дебаты между революционерами и монархистами, которые пытались поделить между собой бывшую площадь Революции и бывшую площадь Луи XV. Новый монумент не привязан ни к одному из важных исторических событий страны.

obelisk-v-nebe-parizhaЗа установку берется инженер Леба, который контролировал демонтаж и транспортацию обелиска из Луксора. Теперь ему предстоит все сделать наоборот.

И вот 26 сентября 1936 года 250 человек на протяжении пяти часов подтягивают обелиск к верху. Напротив уже стоит пьедестал. Не египетский, который остался в Луксоре, слишком тяжелый (те же 230 тонн, что и сам обелиск) и слишком поврежденный, а бретонский, созданный из розового гранита предпринимателем из Бретани.

25 октября – торжественное открытие, которое притягивает на площадь целую толпу. Только паровой двигатель, который должен был помочь при установке, сломался, и его заменяют 350 рабочих.

Обелиск медленно поднимается в небе Парижа в окружении людей, механизмов и тросов, которые в любой момент могут не выдержать… Говорят, что сам инженер стоял под обелиском, чтобы в случае неудачи не иметь ни единого шанса выжить.

Но как мы видим, длинная эпопея закончилась удачно, но не могло быть и речи о том, чтобы проделывать этот путь еще раз ради второго монумента. Несмотря на это, официальное возвращение подарка Египту состоялось только в 1998 году.

Сегодня обелиск продолжает поражать взгляды туристов со всего мира своим величием. Но мало кто задумывается, какой сложный путь ему пришлось пройти, чтобы очутиться на площади Согласия

Как луксорский обелиск оказался в Париже обновлено: Декабрь 15, 2016 автором: Karina

Итак, меня зовут Карина. Если кратко: читательница, писательница и путешественница. Люблю французскую музыку, язык и (куда уж без него) кино. А еще путешествия, легенды и необычные истории. Исключительно французские (ну почти). Стараюсь находить все самое интересное о Франции, ее городах и обычаях. Иногда практикую французскую кухню (если готовка не занимает больше 4х часов), обожаю книги Николь де Бюрон (и книги в целом) Добро пожаловать на сайт о Франции :)

Добавить комментарий

Наверх