В 1829 году Египет за помощь в модернизации страны дарит Франции два гигантских обелиска из Луксоркого храма. И если сейчас это кажется поразительным, то в то время в таком дипломатическом подарке не было ничего удивительного.
В начале XIX века западная Европа восхищалась огромными египетскими монументами, а после египетской кампании Наполеона Париж и Лондон страшно завидовали Риму, у которого было аж 12 обелисков.
Чудеса переговоров
Кстати, Мехмед Али предлагал подарить не луксорские, а александрийские обелиски, но известный французский египтолог Шампольйон «выторговал» монументы из Луксора, т.к. знал, что они намного красивее, да и сбереглись лучше. Хитрый египтолог даже советовал правителю подарить один из александрийских Лондону, который страшно завидовал подарку французам. Лестное предложение, учитывая, что обелиски Александрии почти в два раза превышали луксорские (44 метра против 23). И поэтому были абсолютно нетранспортабельные, о чем не мог не знать Шампольйон.
Эпопея начинается…
Через несколько месяцев французский парламент постановляет доставить один из обелисков в Париж. Для этого в Тулоне начинается постройка специального корабля. И в апреле 1831 года новенький «Луксор» отправляется в свое первое плавание. К июню он достигает Александрии, но только в августе экспедиция прибывает в Луксор (850 км от дельты Нила!).
И сразу же команда сталкивается с первыми трудностями. Во-первых, подножье обелиска занесено песком и окружено небольшой деревушкой в 30 домов. Во-вторых, огромная 8-метровая трещина тянется по обелиску и может стать причиной раскола при опускании монумента. В-третьих, регион охватывает страшная эпидемия холеры.
Но работы начинаются, собираются рабочие со всего региона, и в конце октября все готово, чтобы опустить обелиск на землю в полной сохранности, а потом протянуть его бечевником до корабля. Чудом избежав падения из-за натянутых до предела тросов обелиск, наконец, ложится на землю, но, как оказывается, в неправильном направлении! Еще месяц уходит на то, чтобы повернуть монумент и дотянуть его до корабля.
25 декабря все готово к отплытию, но в реке нет воды! Французы вынуждены ждать половодья… которое обычно наступает в июне. Но в этом году природа решает покапризничать, и вода приходит только в конце августа 1832 года.
Наконец, через год после прибытия, команда отправляется в обратный путь. Плаванье проходит тяжело и напряженно, вскоре экипаж подхватывает дизентерию. И в Александрию «Луксор» приходит только 2 января 1833 года, где опять вынужден ждать три месяца, пока улучшится погода на море.
С таким грузом «Луксор» плохо управляем и не может пересечь Средиземное море самостоятельно, и вот ему на помощь выходит «Сфинкс» первый французский пароход, оснащенный буксиром. Последний поглощает огромное количество угля и постоянно нуждается в дозаправке, поэтому экспедиция прибывает в Тулон только 10 мая. Где задерживается на карантин и достигает атлантического побережья только в начале сентября. Там «Луксору» снова приходится ждать, на этот раз небольшого буксира, который поведет его по Сене, и который заблокирован в Руане на три месяца из-за половодья!
В конце концов, 23 сентября, через 32 месяца после начала эпопеи, обелиск прибывает в Париж. Осталось только установить его.
Установка обелиска
До конца лета обелиск находится в порту, пока парижане, не останавливаясь, обсуждали, где будет остановлен монумент: во дворе Лувра, возле Пантеона, на Новом мосту?
Но в отличие от горожан, у властей уже были идеи на этот счет: обелиск будет стоять на площади Согласия. Таким образом король Луи-Филипп прекращает все дебаты между революционерами и монархистами, которые пытались поделить между собой бывшую площадь Революции и бывшую площадь Луи XV. Новый монумент не привязан ни к одному из важных исторических событий страны.
За установку берется инженер Леба, который контролировал демонтаж и транспортацию обелиска из Луксора. Теперь ему предстоит все сделать наоборот.
И вот 26 сентября 1936 года 250 человек на протяжении пяти часов подтягивают обелиск к верху. Напротив уже стоит пьедестал. Не египетский, который остался в Луксоре, слишком тяжелый (те же 230 тонн, что и сам обелиск) и слишком поврежденный, а бретонский, созданный из розового гранита предпринимателем из Бретани.
25 октября – торжественное открытие, которое притягивает на площадь целую толпу. Только паровой двигатель, который должен был помочь при установке, сломался, и его заменяют 350 рабочих.
Обелиск медленно поднимается в небе Парижа в окружении людей, механизмов и тросов, которые в любой момент могут не выдержать… Говорят, что сам инженер стоял под обелиском, чтобы в случае неудачи не иметь ни единого шанса выжить.
Но как мы видим, длинная эпопея закончилась удачно, но не могло быть и речи о том, чтобы проделывать этот путь еще раз ради второго монумента. Несмотря на это, официальное возвращение подарка Египту состоялось только в 1998 году.
Сегодня обелиск продолжает поражать взгляды туристов со всего мира своим величием. Но мало кто задумывается, какой сложный путь ему пришлось пройти, чтобы очутиться на площади Согласия…